Фото класса

Фото класса

воскресенье, 5 февраля 2023 г.

Октябрь 2020 - СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ


Материалы международной электронной научно-практической конференции

01-31 октября 2020 года


Том 4

Часть 1


Апалькова Т. В.,

заместитель директора по УВР

МОО «ОШ 2 г. Енакиево»

Лукьянчук О. Е.,

учитель начальных классов

МОО «ОШ 2 г. Енакиево»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития функциональной грамотности педагога и формирование функциональной грамотности младших школьников путем использования цифровых инструментов.

Ключевые слова: функциональная грамотность педагога, функциональная грамотность младших школьников, цифровые инструменты, цифровизация.

Актуальность. Реалии современной жизни направлены на новое развитие человека, совершенствование его знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности. Так, системе образования необходимо обеспечивать обществу переход в цифровую эпоху, ориентированную на новые виды труда и потребности человека. Именно информатизация образования дает основу для перехода на новый уровень, цифровизация направлена на подготовку специалистов, которые смогут занять собственную нишу на рынке труда, легко и свободно смогут использовать интернет-технологии, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение своего профессионального уровня) с помощью электронного обучения. Современные цифровые технологии в мире – это не столько инструмент, сколько средство существования, которое открывает новые возможности для человека: непрерывное обучение в удобное время, возможность планировать индивидуальный образовательный путь, стать создателем электронных ресурсов, а не просто быть их пользователем. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, видения мира, переосмысления подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не столько носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, сколько проводником в мир цифровой информации. Он сам должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент, используя цифровые технологии, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникации. При этом становиться важным не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить их работать с информацией в новой ситуации и применять знания для достижения результата.

Цель статьи познакомить с возможностями цифровых инструментов развивать функциональную грамотность педагогов и младших школьников.

Методологической основой работы стали:

-                                                 концепции современного профессионально-педагогического образования (Н. Ф. Вишнякова, В. А. Караковский, А. М. Новиков, А.А.Орлов, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);

-                                                 педагогическая концепция личностно ориентированного обучения (Б.Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Э.В.Ильенков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.)

-                                                 компетентностный подход к профессиональному образованию педагогов (В. И. Андреев, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.);

-                                                 исследования, выявляющие специфику взаимодействия педагога и школьника в процессах обучения (М. Н. Берулава, А. В. Брушлинский, Б.Ф.Ломов, А. В. Хуторской, Г. А. Цукерман и др.).

Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, директор


Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС», посвятил свое выступление опыту формирования функциональной грамотности у детей, отметив, что главное в этом деле – качественно новая подготовка учителей. Учителю нужно знать, как выстроить отношения с учеником. Каким должен стать этот идеальный учитель? По мнению ученых из Международного общества развития технологий в образовании (ISTE) педагог будущего – это лидер, специалист в мире цифрового общества специалист, который постоянно учится новому, знает, как сформировать адекватное отношение детей к онлайн-ресурсам. Роль учителя становится абсолютно новой: учитель-аналитик, учитель-фасилитатор, учитель, способный открыть ученику мир графического дизайна, программирования, создания анимационных роликов, обучить сотрудничеству в сети.

По мнению Н.Ф. Виноградовой, «функциональная грамотность младшего школьника, как приоритетный результат обучения в школе, есть базовое образование личности, которое отражает готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой, способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности; умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума» [1, с.5].

Функциональная грамотность как способность считывать и использовать информацию важна в повседневной жизни. Результаты исследования по программе PISA свидетельствуют о том, что большинство выпускников школ не могут свободно использовать в повседневной жизни полученные в школе знания и умения. Очень часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни. Именно обучение его посредством приближенных к жизни заданий будет способствовать развитию его финансовой, математической, естественнонаучной грамотности. Информация окружает нас повсюду, тем самым становиться сверх важно научить ребенка использовать ее независимо от его навыков чтения. Это не значит, что навыки чтения формировать не надо. Эти навыки необходимо развивать комплексно: учить не только читать, но и находить нужную информацию, анализировать ее, переосмысливать, и главное, использовать в жизни.

Современные образовательные системы имеют широкий спектр возможностей для использования информационного пространства для обучения. Поэтому главная роль отводится педагогу, «его умению выбирать и комплексно применять продуктивные цифровые образовательные инструменты, объективно оценивать и ситуативно корректировать, а значит эффективно формировать функциональную грамотность младших школьников» [2, с. 65].

Профессиональная компетентность учителя начальных классов способствует формированию функциональной грамотности учащихся, если:

-                    педагог готов к постоянному повышению уровня профессиональной деятельности, заинтересован в результате освоения и практического использования новых для него технологий;

-                    учитель постоянно осуществляет «двойную» рефлексию процесса и результатов совместной деятельности с обучающимися;

-                    актуализирован процесс выявления и осознания педагогом уровня собственной технологической компетентности и особенностей ее влияния на формирование функциональной грамотности школьников для определения перспектив повышения своего профессионализма;

-                    учитель создает необходимые условия формирования универсальных учебных действий для саморазвития обучающегося начальной школы на основе:

-                    личностной дифференциации содержания обучения и воспитания,

-                    организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся,

-                    технологизации образовательного процесса, гарантирующей максимальную самореализацию каждого школьника. [3, с.15].


Функциональная грамотность стала неотъемлемой частью жизни в современном мире, во всех сферах которого присутствуют цифровые решения.

На наш взгляд, один из доступных и эффективных цифровых инструментов развития функциональной грамотности педагога и формирования функциональной грамотности младших школьников является «Яндекс. Учебник». Это сервис с занятиями по математике, русскому языку, окружающему миру для начальной школы с автоматической проверкой ответов.

«Яндекс. Учебник» относится к электронным образовательным ресурсам по предметным областям. «Яндекс.Учебник» позволяет организовать учебный процесс с разным доступным оборудованием и учесть уровень успеваемости каждого ребенка (класс с инклюзией детей с ОВЗ). Работа с «Яндекс.Учебником» требует наличия дома у ребёнка устройства, подключенного к интернету. А в арсенале педагога появляются уникальные возможности внести в процесс обучения возможности работать с цифровыми ресурсами и обучать этому своих учеников. В «Яндекс.Учебнике» есть готовые подборки на актуальные темы. Их можно подстроить под свой график, разработать свои собственные занятия по имеющемуся каталогу карточек или составить уникальные задания для обучающихся с учетом особенностей класса в целом или отдельного ученика. Это дает возможность варьировать простые и сложные задания, давать дополнительные задания более сильным ученикам. Следует отметить, что большинство заданий на

«Яндекс.Учебнике» направлены на формирование и развитие функциональной грамотности, так как представлены в виде не обычной задачи из учебника, а составлены в виде проблемной ситуации, на решение которой требуются метапредметные знания. Ученику нужно сформулировать ситуацию, а затем интерпретировать данные. Для выполнения задания ученику даются три попытки. Это способствует развитию у ученика чувства уверенности в своих силах и дает отличную возможность проработать ошибки. Безусловно, работать с данным сервисом тоже нужно научить. Для начала достаточно использовать его 1 раз в неделю для выполнения заданий в классе или дома по одному предмету. Если учитель видит, что использование данного сервиса целесообразно и приносит результат, работу с ним можно внедрять и во внеурочную деятельность.

«Яндекс.Учебник» оказывает неоценимую помощь в подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, т.к. содержит «PISA-подобные» задания.

Данный сервис и сам проводит конкурсы для обучающихся, например, бесплатный конкурс «Я люблю математику» с награждением всех учащихся, принявших в нем участие.

Хотим отметить, что при использовании в работе сервиса «Яндекс.Учебник» меняются отношения «учитель ученик». Обучающая платформа создана таким образом, что ученик, работая в ней, понимает, что у него получилось изучить на достаточном уровне, а что придется повторить еще раз. Данный сервис ориентирован на ученика, учит находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию. Таким образом, учитель становится своеобразным проводником в мир обучения. Ученик сам стремится к обучению. Несомненно, роль родителей остается достаточно важной в обучении младшего школьника. Их помощь, заинтересованность процессом обучения и взаимодействие с учителем дают возможность ребенку чувствовать помощь и поддержку.

«Яндекс.Учебник» строит свою работу на повышение профессиональной компетентности педагогов. Ежегодные интенсивы «Я Учитель», образовательные марафоны, вебинары, круглые столы, онлайн-курсы позволяют пройти учителю бесплатную диагностику и получить обратную связь по интересующим его направлениям развития.

В 2020 году это:

·                                           цифровые компетенции;

·                                           профессиональное выгорание;

·                                           гибкие навыки успешного современного учителя;

·                                           формирование функциональной грамотности учеников.

Выводы. Любая деятельность, направленная на обучение ребенка должна приносить результат. И для достижения результата в развитии функциональной грамотности ученика учителю придется самому обучаться новой системе образования. Школа постепенно начнем переходить на электронный формат, что означает умение:

·               работать на уроке и во внеурочное время с информацией, представленной в разной электронный формат форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);

·               работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;

·               поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;

·               активно разрабатывать «PISA-подобные» задания;

·               включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

Список литературы:

1.         Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана – Граф, 2017.-64 с.

2.         Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. 2009. № 12. – С. 65-69.

3.         Лебедева, Е.П. Профессиональный рост учителя начальных классов: проблемы формирования технологической компетентности / Е.П.Лебедева // Учитель Кузбасса: научно-методический журнал. – 2010. – № 2 (13). – С. 14-16.

4.         4.Ковалева, Г.С. Доклад «Обсуждаем результаты программы PISA 2018» / Г.С. Ковалева. – URL: https://mgpu-my.sharepoint.com (дата обращения 10.10.2020)

5.         5. Яндекс. Учебник URL: https://education.yandex.ru (дата обращения 16.10.2020) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий