МАСТЕР - КЛАСС
«Развитие функциональной
грамотности младших школьников на уроках математики»
Цель: познакомить с опытом
работы по развитию функциональной грамотности младших школьников на уроках
математики.
Задачи:
создать условия для передачи опыта по развитию функциональной грамотности
младших школьников и активизировать творческий потенциал участников.
План
проведения мастер-класса
1.Методическое сопровождение. 2. Практическая часть (моделирование фрагмента урока по математике в 3 классе «Школа ремонта»). 3.Подведение итогов работы.
Методическое сопровождение
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ -
способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения
и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.
Содержание
функциональной грамотности: грамотность в чтении и
письме, в естественных науках,
математическая, компьютерная, в вопросах
семейной жизни, в вопросах
здоровья, юридическая.
Условия для развития
функциональной грамотности:
-обучение
должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому
предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной
учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности
рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и
способов быстрой адаптации в современном мире);
-учебная
программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и
их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
-учащиеся
должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
-учебный
процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и
ответственности ученика за результаты своей деятельности;
-в
урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
-школы
активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных
проблем.
Международные
оценочные исследования функциональной
грамотности: PISA, TIMSS, PIRLS
PISA оценивает способности
подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
TIMSS, изучаются особенности содержания школьного математического и
естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного
процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных
учреждений, учителей, учащихся и их семей.
PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся,
проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и
пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении
важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение
чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения –
использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
PISA
– программа международных исследований оценки навыков 15-летних учащихся
ЦЕЛЬ:
оценивание не только степени усвоения учебного
материала, но и способности
использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных
задач, то есть функциональной грамотности учащихся.
Проверяются три вида
функциональной грамотности:
-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
Способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей,
для активного участия в жизни общества;
-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
способность определять и понимать роль математики в мире , в котором он живет,
высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательном,
заинтересованному и мыслящему гражданину .
-ЕСТЕСТВЕННО
- НАУЧНАЯ Способность использовать естественнонаучные знания для отбора в
реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с
помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых
для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Педагогические
технологии (для начальной
школы):
-технология проектной деятельности;
-информационные технологии;
-технология ситуативного моделирования.
Практическая часть
( моделирование
фрагмента урока по математике в 3 классе
«Школа ремонта»)
Настрой на работу: Действовать - активно! Думать оперативно! Спорить – доказательно! Для всех – обязательно! Издавна люди называли математику царицей наук. Почему? ( Математика применяется в различных областях знаний)
Технология « Ассоциативный
куст»
На доске -
слово « математика» ( спорт, медицина,
искусство, строительство, наука, культура, торговля, семья)
Постановка
цели работы
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта.
И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения
и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?
Прораб, сокращенно, производитель
работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении
чего-то.
Название
профессии, вы узнаете, выполнив первое задание.
Результаты
запишите в порядке возрастания и прочтите название своей профессии.
(Каждая бригада получает задание,
выполнив которое узнают в роли людей, каких профессий они будут выполнять
ремонт.)
1
бригада
А 1*9:3
Л 2*8:4
М 2*3:6
Р 34+9*4
Я 50-27:3
1 |
3 |
4 |
41 |
70 |
М |
А |
Л |
Я |
Р |
Маляр
– рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
2 бригада
П 8*3:6
Т 3*(8:2)
Н 36:9*7.
И 6*6
К 7*7
О 81:9
Л 72:9
4 |
8 |
9 |
12 |
28 |
36 |
49 |
П |
Л |
О |
Т |
Н |
И |
К |
Плотник
– рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных
зданий.
3бригада .
К 64:8
Т 30:5
О 81:9
Е 56:8
С 20:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 4*3
Ь 9*2
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
18 |
27 |
35 |
42 |
с |
т |
е |
к |
о |
л |
ь |
щ |
и |
к |
Стекольщик
– рабочий, выполняющий стекольные работы.
Работа
в парах с карточками.
1.Объединится
в профессиональные бригады.
2.Упражнение
« Семафор» ( Для оценки работы бригад: красный-ошибка, зеленый - правильно)
3.Работа
в группах «Собери пазл» (Составить
геометрическую фигуру и узнать с какой геометрической величиной будете
работать.)
1
бригада – фигура – прямоугольник, формула – площадь прямоугольника.
2бригада
– фигура – прямоугольник, формула –периметр прямоугольника.
3бригада
– фигура –квадрат, формула – площадь квадрата.
4.Отчет по группам и оценка «Семафор».
Задачи-расчеты.
А теперь пришло время
засчитать объем работ по каждой бригаде.
1. Какова площадь стены для покраски, если ее длина
5м, ширина 3м?
Длина |
Ширина |
Формула |
|
2.Для укладки плинтуса
найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина4м.
Длина |
Ширина |
Формула |
|
3. Для того чтобы
застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5 дм.
Найдите площадь этого стекла.
Сторона |
Формула |
|
Проверка
по группам и оценка «Семафор».
МЫ МОЖЕМ, ЗАСТЕКЛИТЬ ОКНО,
ПОКРАСИТЬ СТЕНЫ И УЛОЖИТЬ ПЛИНТУС, А ВОТ ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ НАТЯЖНОЙ ПОТОЛОК, НУЖНО ЗНАНИЕ ТЕОРЕМЫ
ПИФАГОРА, НО ЭТО УЖЕ СЛЕДУЮЩАЯ ШКОЛА РЕМОНТА.
Итог
работы:
1.ПОБЛАГОДАРИТЬ
ЗА УЧАСТИЕ.
2.
Рефлексия
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- способность использовать постоянно
приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач,
общения и социальных отношений.
1.Получили
вы новые знания, умения, навыки (в
познавательном и профессиональном плане)?
2.Имели
место навыки общения, социальные отношения?
3.Подарок
участникам мастер-класса.
Упражнение
« Резиночка» для установления социальных отношений.
Цель:
нацеливать быть готовым попросить о помощи и самому прийти на помощь, развитие
навыков социального общения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий