Фото класса

Фото класса

воскресенье, 5 февраля 2023 г.

Апрель 2020 - СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

КАЧЕСТВО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ,

РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ


Материалы

VІ Республиканской электронной научно-практической конференции

22–30 апреля 2020 года


Том 1


СЕКЦИЯ 1.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Апалькова Т. В.,

заместитель директора по УВР

МОО «ОШ 2 г. Енакиево»

Лукьянчук О. Е.,

учитель начальных классов

МОО «ОШ 2 г. Енакиево»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается понятие функциональной грамотности младших школьников и формирование математической грамотности младших школьников средствами современных инновационных технологий через взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: понятие «функциональная грамотность», математическая грамотность, метапредметность.

Актуальность. Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе, свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В связи с этим задача учителя младшей школы состоит в умении организовать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно определять цель, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их во всевозможных ситуациях.

Цель статьи познакомить с понятием «функциональная грамотность» младших школьников и процессом формирования математической грамотности в начальной школе. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Функциональная грамотность становится показателем качества образования, целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности.

По мнению Н.Ф. Виноградовой, «функциональная грамотность младшего школьника, как приоритетный результат обучения в школе, есть базовое образование личности, которое отражает готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой, способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности; умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума». [1, с.5].

Следует отметить, что в представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.

На деятельностный характер приобретения знаний и умений указывают в своих работах П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Л.Г. Петерсон. Вопросами проблемного обучения как основы познания через действие, через «открытие нового» самими учащимися занимались такие ученые: М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская, С.А. Рубинштейн, Г.Д. Честяков, Ю.З. Гильбух, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Мельникова

В соответствии с Государственным образовательным стандартом при получении начального общего образования «осуществляется формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.» [2, с.3].

Функциональная грамотность явление метапредметное и ее формирование происходит в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. При работе с информационным текстом одна из целей смыслового чтения научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии, умение решать задачи:

1          группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2         группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

3          группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественно-научной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Учебный предмет «Музыка» – это предмет, который является эффективным средством формирования личностных и метапредметных результатов. Это обусловлено интегративностью курса, его множественными межпредметными связями с изобразительным искусством, литературой и т.д.

В основу формирования функциональной грамотности младших школьников положены следующие механизмы: обновление методологии и содержания обучения, модернизация системы оценки результатов обучения, активное участие родителей в образовании и воспитании детей, создание единого образовательного пространства.

1.  Обновление методологии и содержания обучения

Одной из задач развития математического образования в Донецкой Народной

Республике является «приведение содержания учебных программ математического образования на всех уровнях в соответствие с потребностями обучающихся и потребностями общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики; обеспечение преемственности в изучении и преподавании математики между различными уровнями (ступенями) образования.» [3, с.4].

Данный документ позволил перейти к педагогическому проектированию и разработке Программы по математике для 1-4классов в составе творческого коллектива учителей МОО «ОШ№ 2 г. Енакиево» под руководством Сипачевой Е. В., заведующей кафедрой дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО» Математика:1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, внедряющих систему развивающего обучения по авторской методике Л.Г. Петерсон / сост. Апалькова Т.В., Сипачева Е.В., Гаража Л.Н., Домаскина Е.В., Ковшова Е.О., Лукьянчук О.Е.; ГОУ ДПО «ДонРИДПО». Донецк: Истоки, – 56 с).

Отбор содержания и последовательность изучения математических понятий обеспечивает преемственные связи и непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики с 1 по 6 класс: числовой, элементов алгебры, наглядной геометрии, текстовых задач. Содержательно- методические линии: функциональная, логическая, линия анализа данных продолжат реализацию в курсе математики 5-6 классов: вероятность и статистика, множества.

Основными целями программы для 1–4 классов являются:

-   создание дидактических условий для формирования основ умения учиться на основе овладения универсальными учебными действиями в процессе усвоения предметного математического содержания;

-   обеспечение предметной подготовки, достаточной для продолжения математического образования на уровне основного общего образования.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей является дидактическая система деятельностного метода. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а приобретают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Все уроки («открытия» нового знания, уроки рефлексии, обучающего контроля, систематизации знаний) строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного формирования у каждого ребенка всего комплекса универсальных учебных действий, предусмотренных ГОС НОО.

2.   Модернизация системы оценки результатов обучения

В соответствии с ГОС НОО применяется комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач.

Оценка метапредметных результатов проводится с помощью специальных диагностических методик (задач), нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Личностные результаты на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ГОС НОО не подлежат итоговой оценке.

3.  Активное участие родителей в образовании и воспитании детей

В статье 41 пункта 3.7 Закона об образовании прописано:

·  Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

·  Зачисление детей в классы, работающие по программе для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, внедряющих систему развивающего обучения по авторской методике Л.Г. Петерсон, производится только с письменного согласия родителей (законных представителей).

4.  Создание единого образовательного пространства

Учебная деятельность как этап приобретения новых теоретических знаний находит продолжение во внеурочной деятельности по апробации полученных знаний в заданных ситуациях и социально-творческую деятельность в практике повседневной жизни как этап решения жизненных ситуаций. Проектно-исследовательская работа это новый, инновационный метод, соединяющий воедино учебно-познавательный, игровой, научный и творческий компоненты. Основное отличие такой деятельности в начальной школе в том, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а затем оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, участвуют в конкурсах, олимпиадах разного уровня: предметных «Золотой сундучок», «Бобер», «Я считаю лучше всех» и метапредметных Электронная школа Знаника.

Реализация механизма формирования математической грамотности позволяет достичь следующих результатов:

1)             приобретение учащимися начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

2)             усвоение учащимися начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

3)             обучение использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4)             овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

5)             формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи; умения действовать в соответствии с алгоритмом; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами; схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные;

6)             формирование познавательного интереса к учебному предмету;реализация возможностей содержания предмета «Математика» в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей.

Выводы. Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. Формирование математической грамотности расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, что способствует повышению качества математического образования.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф., Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века», М.: Вентана Граф, 2017.-64 с./
  2.  Государственный образовательный             стандарт            начального          общего образования.URL:http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3037-gosudarstvennyj- obrazovatelnyj-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya
  3.  Концепция развития математического образования в Донецкой Народной Республике [Электронныйресурс].URL http://mondnr.ru/dokumenty/send/4-prikazy/2813-prilozheniya-k-prikazu-315- ot-10-04-2018-g
  4. Математика:1-4кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, внедряющих систему развивающего обучения по авторской методике Л.Г. Петерсон / сост. Апалькова Т.В., Сипачева Е.В., Гаража Л.Н., Домаскина Е.В., Ковшова Е.О., Лукьянчук О.Е.; ГОУ ДПО «ДонРИДПО». Донецк: Истоки, 56 с)
  5. Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех: сб. мат. М.:Баласс,2006. 320 с.
  6. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться» для 1-4 классов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий