КАЧЕСТВО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ,
РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Материалы
VІ Республиканской электронной научно-практической конференции
22–30 апреля 2020 года
Том 1
СЕКЦИЯ 1.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
заместитель директора по УВР
МОО
«ОШ № 2 г. Енакиево»
Лукьянчук О.
Е.,
учитель начальных классов
МОО
«ОШ № 2 г. Енакиево»
ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается понятие функциональной грамотности младших школьников и формирование математической грамотности
младших школьников средствами
современных инновационных технологий через взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: понятие «функциональная грамотность», математическая грамотность, метапредметность.
Актуальность. Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки
обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты
являются конечным продуктом процесса обучения
учащихся в школе, свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним их уровней
представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков
нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
В связи с этим задача учителя
младшей школы состоит
в умении организовать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением
опыта действий, обеспечивающих развитие умения
самостоятельно определять цель, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать
знания, применять их во всевозможных
ситуациях.
Цель статьи – познакомить с понятием «функциональная грамотность» младших школьников и процессом формирования
математической грамотности в начальной школе.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек,
функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный
к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества
формируются в школе.
Функциональная грамотность становится показателем качества
образования, целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности.
По мнению Н.Ф. Виноградовой,
«функциональная грамотность младшего школьника, как приоритетный результат
обучения в школе, есть базовое
образование личности, которое
отражает готовность человека
к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой, способность решать
различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности; умения строить
социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума». [1, с.5].
Следует отметить, что в представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.
На деятельностный характер приобретения знаний
и умений указывают в своих работах
П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Л.Г. Петерсон. Вопросами
проблемного обучения
как основы познания через действие, через
«открытие нового» самими
учащимися занимались такие ученые: М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская, С.А.
Рубинштейн, Г.Д. Честяков, Ю.З. Гильбух, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Мельникова
В соответствии с Государственным образовательным стандартом при получении
начального общего образования «осуществляется формирование у школьника основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать
им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной
деятельности.» [2, с.3].
Функциональная грамотность – явление метапредметное и ее формирование происходит в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Учебный предмет
“Русский язык” ориентирован на овладение учащимися
функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята
овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем;
навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает
овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской
литературы и формированием умений работы с текстом, умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. При работе с информационным текстом
одна из целей смыслового чтения – научить
современных школьников вдумчиво
читать, извлекать нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.
Учебный предмет
“Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами
геометрии, умение решать задачи:
1
группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы,
выполнить вычисления;
2
группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать
материал из разных областей
математики;
3
группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях
проблему, решаемую средствами
математики, построить модель решения, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Учебный предмет
“Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественно-научной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет
“Технология” предусматривает овладение учащимися умениями
самообслуживания, развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности,
своих возможностей, осознания
собственного достоинства.
Учебный предмет «Музыка» – это предмет, который является
эффективным средством формирования личностных и метапредметных результатов. Это обусловлено интегративностью курса, его множественными межпредметными связями с изобразительным искусством, литературой и т.д.
В основу формирования функциональной грамотности младших школьников положены следующие механизмы: обновление методологии и содержания обучения,
модернизация системы оценки результатов обучения,
активное участие родителей
в образовании и воспитании детей,
создание единого образовательного пространства.
1. Обновление методологии и содержания обучения
Одной из задач развития математического образования в Донецкой Народной
Республике является
«приведение содержания учебных
программ математического образования на всех уровнях
в соответствие с потребностями обучающихся и потребностями
общества во всеобщей математической
грамотности, в специалистах различного профиля
и уровня математической подготовки, в высоких
достижениях науки и практики;
обеспечение преемственности в изучении и преподавании математики между различными уровнями (ступенями) образования.» [3, с.4].
Данный документ
позволил перейти к педагогическому проектированию и разработке Программы по математике для 1-4классов в
составе творческого коллектива учителей МОО
«ОШ№ 2 г. Енакиево» под руководством Сипачевой Е. В., заведующей кафедрой дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО» Математика:1-4 кл.:
примерная программа начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, внедряющих систему
развивающего обучения по авторской методике Л.Г. Петерсон / сост. Апалькова Т.В., Сипачева Е.В., Гаража Л.Н., Домаскина Е.В., Ковшова Е.О., Лукьянчук О.Е.; – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». Донецк: Истоки, – 56 с).
Отбор содержания и последовательность изучения
математических понятий обеспечивает преемственные связи и непрерывное развитие
следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики с 1 по 6 класс: числовой, элементов
алгебры, наглядной геометрии, текстовых задач. Содержательно- методические линии: функциональная, логическая, линия анализа
данных продолжат реализацию в курсе математики 5-6 классов: вероятность и статистика, множества.
Основными целями программы для 1–4 классов
являются:
- создание дидактических условий для формирования основ умения учиться
на основе овладения
универсальными учебными действиями в процессе усвоения
предметного математического
содержания;
- обеспечение предметной подготовки, достаточной для продолжения математического образования на уровне основного общего образования.
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей является дидактическая система деятельностного
метода. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в
готовом виде, а приобретают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники
приобретают личный опыт математической
деятельности и осваивают систему знаний по математике,
лежащих в основе современной научной
картины мира. Все уроки («открытия» нового знания, уроки рефлексии, обучающего контроля,
систематизации знаний) строятся
на основе метода
рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного формирования у каждого
ребенка всего комплекса
универсальных учебных действий,
предусмотренных ГОС НОО.
2. Модернизация системы
оценки результатов обучения
В соответствии с
ГОС НОО применяется комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
При оценке предметных результатов основную
ценность представляет не само по себе
освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных
ситуациях, а способность использовать эти знания при решении
учебно- познавательных и учебно-практических задач.
Оценка метапредметных результатов проводится с помощью
специальных диагностических методик
(задач), нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Личностные результаты на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
3. Активное участие
родителей в образовании и воспитании детей
В статье 41 пункта 3.7 Закона об образовании прописано:
· Родители могут принимать участие в управлении организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
· Зачисление детей в классы, работающие по программе для
общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики, внедряющих систему развивающего обучения
по авторской методике
Л.Г. Петерсон, производится только с письменного согласия родителей (законных
представителей).
4. Создание единого
образовательного пространства
Учебная
деятельность как этап приобретения новых теоретических знаний находит продолжение во внеурочной деятельности по апробации полученных знаний в
заданных ситуациях и
социально-творческую деятельность в практике повседневной жизни как этап решения
жизненных ситуаций. Проектно-исследовательская работа – это новый, инновационный
метод, соединяющий воедино
учебно-познавательный, игровой, научный и творческий компоненты. Основное отличие такой деятельности в начальной школе в том, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада
мышления. Школьники проводят эксперименты, изучают
какую-либо сферу, а затем оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций,
участвуют в конкурсах, олимпиадах разного уровня: предметных «Золотой сундучок», «Бобер»,
«Я считаю лучше всех» и метапредметных – Электронная школа Знаника.
Реализация
механизма формирования математической грамотности позволяет достичь следующих результатов:
1)
приобретение учащимися начального опыта применения
математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
2)
усвоение учащимися начальных
математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также оценки их количественных и пространственных отношений;
3)
обучение использованию знаково-символических средств
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
4)
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения,
пересчета, прикидки и оценки,
наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
5)
формирование умения выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
умения действовать в соответствии с алгоритмом; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать
с таблицами; схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные;
6)
формирование познавательного интереса
к учебному предмету;реализация возможностей содержания предмета
«Математика» в формировании научного мировоззрения
учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей.
Выводы. Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять
все постоянно приобретаемые в жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач. Формирование математической грамотности расширяет кругозор
младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни, что способствует повышению
качества математического
образования.
Список литературы:
- Виноградова Н.Ф., Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века», М.: Вентана –Граф, 2017.-64 с./
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования.URL:http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3037-gosudarstvennyj- obrazovatelnyj-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya
- Концепция развития математического образования в Донецкой Народной Республике [Электронныйресурс].URL http://mondnr.ru/dokumenty/send/4-prikazy/2813-prilozheniya-k-prikazu-315- ot-10-04-2018-g
- Математика:1-4кл.: примерная
программа начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, внедряющих систему развивающего
обучения по авторской методике Л.Г. Петерсон / сост. Апалькова Т.В., Сипачева
Е.В., Гаража Л.Н., Домаскина Е.В., Ковшова Е.О., Лукьянчук О.Е.; – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». Донецк: Истоки, – 56 с)
- Образовательная система
«Школа 2100» – качественное образование для всех: сб. мат. – М.:Баласс,2006. – 320 с.
- Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться» для 1-4 классов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий