Фото класса

Фото класса

понедельник, 6 февраля 2023 г.

 2018 Мастер-класс

Мастер – класс

«Формирование функциональной грамотности

младших школьников на уроках в начальной школе»

  Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших  школьников.

Задачи: создать условия для передачи опыта  по развитию функциональной грамотности младших школьников и активизировать творческий потенциал участников.

План проведения мастер-класса

1.Методическоесопровождение.                                                                               2. Практическая часть  (ситуативное моделирование  «АУКЦИОН  ПРИЕМОВ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

3.Подведение итогов работы.

 

Методическое  сопровождение

Функциональная грамотность - способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компоненты функциональной грамотности

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Содержание функциональной грамотности : грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая,  компьютерная, в вопросах  семейной жизни,  в вопросах здоровья, юридическая.   

Следующие условия:

       учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);

      обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности;

      учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

      учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

      в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Педагогические технологии

       технология формирования типа правильной читательской деятельности;

      технология проектной деятельности;

      обучение на основе «Ситуативного моделирования»;

      уровневая дифференциация обучения;

      информационные и коммуникационные технологии.

 Проектная деятельность               по учебникам « Школа России»

Второй год работаю по учебникам УМК « Школа России», которые являются стройной системой, имеющей тесные межпредметные связи.   Планирование проектной деятельности в учебниках позволяет избежать учебной перегрузки.  Задания, представленные авторами учебников, формируют навыки исследовательской деятельности, всегда связаны с жизненным опытом, что делает процесс самостоятельной   подготовительной деятельности увлекательным, а этап подведения итогов - нетрадиционным.

Проекты:« Тайна имени» ,« Семья слов», «Имена прилагательные в загадках».

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь»

Воздух, которым я дышу

Работу выполнила: Лукашова Алена Романовна,

ученица 3- Б класса коммунального учреждения

«Общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 города Енакиево»,

Технология «Ситуативного моделирования»    

 Функциональная грамотность формируется в деятельности, поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельность, способствующую  их развитию. В качестве таких механизмов выступает технология  «Ситуативного моделирования». В зависимости от задач  урока использую ситуативные, ролевые, оценочные игры, которые являются фрагментом урока или нестандартные уроки (урок КВН, урок Аукцион, Школа ремонта). 

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Базовый навык функциональной    грамотности

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Раздел 3.3 . Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы НОО.

Практическая часть

АУКЦИОН

ПРИЕМОВ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

« Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену». (Словарь С. Ожегова)

Сегодня на аукционе предлагаются приемы для развития читательской грамотности. Покупателем становится участник, показавший лучший результат по предложенному заданию.

Оборудование: гонг, молоточек, товар для продажи, карточки участников.

Здесь у нас аукцион -                                                                                 Подведет итоги он.                                                                                                 То, кто больше, лучше знает,                                                                                            Тот награду получает.

Лот №1

Прием « Разноцветный текст»                                                                                Цель: тренировка концентрации, умение переключать внимание.


 

Лот №2

 Приём «Инсерт»

Цель: развивать умение классифицировать , систематизировать информацию.

Прием «Инсерт»    это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение

превращается в увлекательное путешествие.

1.  Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу,

учащиеся будут иметь   мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы

обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли

вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из

обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует

развитию   умения классифицировать, систематизировать поступающую

информацию, выделять новое.

 

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Уже знал (V) 

Узнал новое (+) 

Думал иначе  (–) 

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 

 

 

Лот №3

Прием « Ромашка Блума»

 http://ru.calameo.com/read/000961410137fee885f48

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных

формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов

и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты

говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но,

по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление

обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень

важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со

слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут

восприниматься негативно    как принуждение к оправданию. В других случаях

  направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся

знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в

простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в

ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его

формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

«Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение  критериев

оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это  вопросы, направленные на установление

взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни

вы могли наблюдать симметрию?».

 

Составь  вопрос к тексту.

 

Этот день в истории

Оказывается, когда-то 1 сентября праздновали Новый год!

1 сентября 325 г. 

На Первом Вселенском соборе в Никее принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября


В России Новый год по-прежнему встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ, до конца 15 века. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетья с 1 марта на 1 сентября

1 сентября отмечается  день рождения города Снежное.

Год основания: 1784 г. По легенде, название город получил от Екатерины II, которая проезжая в этих краях воскликнула: “Какое снежное место!”.

 

   Детская телевизионная передача "Спокойной ночи, малыши!" впервые вышла в эфир 1 сентября 1964 года  В конце 1960-х годов в передаче стали появляться знакомые всем куклы: Филя (1968), Степашка (1970), Хрюша (1971) и Каркуша (1982). Иногда принимал участие в программе кот Цап-Царапыч. А в 2002 году слаженный коллектив пополнился новым героем Мишуткой.

 

В этот день произошло еще много событий, но для нас с вами 1 сентября – прежде всего День Знаний.

День знаний — это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов. 
1 сентября — праздник начала нового учебного года, прежде всего для учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Официально этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 года.

Я поздравляю вас с этим замечательным днем и желаю вам вспомнить о самом важном: о мудрости в жизни. Пусть в жизни вас и ваших детей всегда будет место знанию, мудрости, которые помогают справляться с житейскими неурядицами.

Итог работы:

1.ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА УЧАСТИЕ.

2. Рефлексия

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ -  способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.

1.Получили вы новые знания, умения, навыки  (в познавательном и профессиональном плане)? ( Оценка правилом большого пальца).

2.Имели место навыки общения, социальные отношения?

3.Подарок участникам мастер-класса.

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ =УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Модель
формирования и развития функциональной грамотности

Стебель – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Лепестки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

   Функциональная грамотность – это готовность к осуществлению  деятельности, и  очень важно правильно мотивировать младшего школьника, ведь именно в этом возрасте идет фундаментальная закладка личностных качеств.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий